Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Военно-воздушные силы Литвы
 
Сразу же после обретения независимости в начале 90-х годов руководители республик Литва, Латвия и Эстония приняли решение о создании собственных вооруженных сил, в том числе и ВВС. В настоящее время наиболее крупные и боеспособные подразделения военно-воздушных сил созданы в Литве.

Датой начала формирования национальных ВС Литвы считается 17 января 1991 года (почти через год после объявления декларации о независимости). В этот день руководство страны объявило о создании пограничных войск. Как считают западные эксперты, это был первый шаг литовского правительства по формированию структур, обеспечивающих защиту рубежей страны, в том числе и воздушных. О создании национального министерства обороны СМИ Литвы сообщили 16 октября 1991 года, а о формировании национальных ВВС - 2 января 1992-го.

По данным зарубежных СМИ, на 1 января 2002 года в составе военно-воздушных сил Литвы насчитывалось около 1100 военнослужащих (примерно 6 проц. общей численности ВС). На их вооружении находятся шесть учебно-боевых самолетов L-39 и 18 зенитных пушек М/48 (170) 'Бофос' калибра 40 мм. В соответствии с перспективными планами развития на ВВС предполагается возложить следующие задачи: прикрытие основных административных и промышленных центров, а также военных объектов от ударов с воздуха; непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск: патрулирование прилегающей акватории Балтийского моря и проливных зон: ведение воздушной разведки; транспортные перевозки личного состава и техники. Кроме того, на них возложены ликвидация последствий стихийных бедствий и проведение поисково-спасательных операций.

Организационная структура. ВВС Литвы находятся на этапе формирования, и их структура изменяется в зависимости от имеющейся в их распоряжении авиационной техники. При этом основное внимание уделяется созданию эффективной системы управления, которая соответствовала бы стандартам НАТО. По замыслу руководства военного ведомства этой страны, такая система должна позволить планировать деятельность подразделений в соответствии с единым замыслом и обеспечивать всестороннее развитие этого вида ВС (штаб ВВС расположен в г. Вильнюс).

Штаб ВВС организационно разделен на управления и отделы, обеспечивающие его всестороннюю деятельность, перспективное планирование развития этого вида ВС, определение направлений военно-научных исследований, создание программ совершенствования отдельных элементов национальных военно-воздушных сил, разработку доктрин, вариантов мобилизационного развертывания, планов действий в случае непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, угроза национальной безопасности и т. д.), проведение учений, а также контроль за повседневной боевой подготовкой подчиненных частей и подразделений. Общее руководство этим видом ВС возложено на командующего. Военно-воздушные силы Литвы имеют авиационные базы: Зокняй (расположена в окрестностях г. Шяуляй), Паюостис (г. Панивежис) и Казлу Руда (г. Каунас). На первых двух дислоцируются авиационные эскадрильи с соответствующими подразделениями обеспечения, а на третьей ведутся подготовительные работы по созданию необходимой инфраструктуры для базирования вновь закупаемых самолетов. Командир авиабазы отвечает за боевую подготовку и применение всех размещающихся на ней частей и подразделений.

В состав военно-воздушных сил Литвы входят три авиационные эскадрильи: учебно-боевая (четыре самолета L-39C и два L-39ZA), транспортная (три Ан-26, шесть Ан-2, два L-410UVP), вертолетная (восемь Ми-8, два Ми-2). а также два поисково-спасательных поста (три Ми-8, три Ми-2).

Боевой состав ВВС Литвы на основе данных иностранной печати представлен в таблице.

Боевой состав ВВС Литвы

Подразделения Количество Место дислокации Количество и тип летательных аппаратов
Учебно-боевая эскадрилья 1 Зокняй 4 L-39C и 2 L-39ZA
Транспортная эскадрилья 1 То же 6 Ан-2, 2 L-410UVP, 3 AH-26
Вертолетная эскадрилья 1 Паюостис 8 Ми-8, 2 Ми-2
Поисково-спасательные посты 2 Каунас 3 Ми-2
Клайпеда 3 Ми-8

Аэродромная сеть.
 
  
 
На территории страны имеется около 25 аэродромов (в том числе с искусственным покрытием: три ВПП длиной более 3 000 м, две от 2 500 м до 3 000 м. четыре - от 1 000 м до 2 500 м. две - от 900 м до 1 500 м и 14 до 900 м. Базирование подразделений национальных военно-воздушных сил осуществляется в основном на двух авиабазах. Для дислокации поисково-спасательных постов предназначены две вертолетные площадки, одна из которых располагается в районе г. Каунас, другая у побережья Балтийского моря возле г. Клайпеда. При необходимости самолеты национальных ВВС могут выполнять полетные задания, используя в качестве оперативных аэродромов наиболее крупные аэропорты страны.

Подготовка личного состава. По оценке зарубежных экспертов, летный состав ВВС этой страны имеет достаточно высокий уровень подготовки. При разработке методики обучения широко используется опыт зарубежных военных ведомств, в первую очередь ведущих стран НАТО. Боевая подготовка частей и подразделений ВВС организуется в соответствии с планами оперативно-боевой подготовки на год. Она направлена на повышение боеспособности и боеготовности всех формирований национальных военно-воздушных сил с учетом возможных вариантов ведения боевых действий.

Экипажи эскадрильи самолетов L-39 отрабатывают способы нанесения ударов по наземным и морским объектам. Большое внимание уделяется обучению приемам преодоления системы ПВО противника. Самолеты военно-воздушных сил Литвы оснащены блоками неуправляемых ракет УБ-1657-УМП, каждый из которых может заряжаться 16 НУР калибра 57 мм. Однако тренировки по уничтожению наземных целей с практическими пусками проводятся редко. Для отработки упражнений по поражению наземных объектов на территории Литвы имеются два полигона: в Балтийском море (южнее г. Клайпеда) и в 50 км северо-восточнее г. Вильнюс.

Подготовка экипажей военно-транспортных самолетов направлена на отработку задач по переброске личного состава, вооружения, военной техники и средств МТО.


Развитие ВВС.
 
  
 
Для определения государственной принадлежности были выбраны опознавательные знаки,применявшиеся до 1940-го года.
На момент создания к авиационным подразделениям ВС этой страны не было приписано ни одного самолета. Однако 27 апреля 1992 года литовское правительство приняло решение о передаче в их состав 20 из 24 самолетов гражданской авиации Ан-2, базировавшихся на аэродроме Барушай, который стал 1-й авиационной базой национальных ВВС. Формирование 1-й транспортной авиационной эскадрильи, куда вошли эти машины, завершилось 12 июня 1992 года. В этот же день состоялся первый полет литовского военного самолета после обретения республикой независимости. Для определения государственной принадлежности самолетов были выбраны опознавательные знаки, применявшиеся до 1940 года. При укомплектовании первых подразделений ВВС военное ведомство страны не испытывало каких либо существенных трудностей с подготовкой личного состава, так как часть военнослужащих в свое время проходила службу в рядах Советской Армии на различных летных и инженерно-технических должностях. Для поддержания необходимого уровня их подготовки использовались не только Ан-2, но и гражданские самолеты, включая Як-18Т, а также Як-52.

Для обеспечения возможности формирования боевых авиационных подразделений литовское правительство в 1993 году приняло решение закупить у Казахстана 16 учебно-боевых самолетов L-39C 'Альбатрос', дислоцировавшихся на учебном аэродроме Луговая (расположен возле г. Бишкек). В результате переговоров удалось приобрести только четыре машины, которые были доставлены на гражданский аэродром г. Каунас 8 февраля 1993 года. Затем их перебазировали на аэродром Барушай, где они были включены в состав 1-й истребительной эскадрильи. Затем туда же 3 марта 1993 года прибыли два самолета L-410UVP. В результате на незначительном по своим размерам аэродроме Барушай было сосредоточено слишком большое количество авиационной техники, в то время как имевшаяся на тот момент инфраструктура не позволяла нормально обеспечивать ее эксплуатацию.

 
  
 
Самолёт L-39C "Альбатрос" ВВС Литвы.

В июне 1993 года, когда советские войска были выведены с аэродрома Зокняй (г. Шяуляй), в распоряжении руководства литовского военного ведомства оказалась крупная авиабаза. Туда в декабре 1994 года были переброшены все подразделения формируемых ВВС Литвы, после чего этот аэродром получил статус 1-й авиационной базы. Ее штаб расположился в нескольких километрах от мест стоянки самолетов. В свое время инфраструктура этого аэродрома (летное поле с двумя ВПП длиной 3 500 м и 2 500 м, заглубленные укрытия для истребителей, обвалованные стоянки для крупногабаритных самолетов, ангары, здания, оборудованные места технического обслуживания самолетов, склады горючесмазочных материалов и т. д.) обеспечивала базирование здесь нескольких крупных авиационных частей, оснащенных современной техникой.

В 1994 году планировалось разместить авиационные подразделения еще на двух бывших советских военных аэродромах: Паюостис и Казлу Руда. На первый из них командование ВВС передислоцировало 10 из 20 самолетов Ан-2 (на их основе была сформирована 2-я транспортная эскадрилья, получившая позже обозначение 11 таэ), после чего он стал считаться 2-й авиабазой национальных ВВС. Позднее здесь же стали дислоцироваться три самолета Ан-26 и один Ан-24, а также пять вертолетов Ми-2. На аэродроме Казлу Руда проводятся необходимые работы, после завершения которых он получит наименование 3-й авиабазы.

Приобретение новых самолетов и вертолетов потребовало проведения реорганизации этого вида вооруженных сил. На авиабазе Зокняй 1 иаэ и 1 таэ были переименованы в 11-ю и 12-ю эскадрильи соответственно. На ней же после завершения мероприятий по формированию стала базироваться 13аэ, оснащенная вертолетами Ми-8. На авиабазе Паюостис 11 таэ получила новое обозначение - 22 аэ. На этом же аэродроме разместилась 23 аэ, куда вошли пять вертолетов Ми-2. Там же была сформирована 21 аэ, которую предполагалось оснастить самолетами L-39, однако до сих пор она не получила ни одной машины.

Большинство самолетов Ан-2 в настоящее время выведено из эксплуатации. Только шесть машин этого типа осталось в ВВС Литвы. Они дислоцируются на авиабазе Зокняй в составе транспортной эскадрильи, в которую объединены все транспортные самолеты ВВС Литвы.

Три транспортных самолета Ан-26 и один Ан-24, переданные гражданской авиацией в ноябре 1994 года, были включены в состав 2-й транспортной эскадрильи, оснащенной до этого момента самолетами Ан-2. Однако Ан-24 эксплуатировался только до 1996 года, после чего был передан национальному музею авиации. Руководство военного ведомства Литвы рассматривает возможность их замены тактическими транспортными самолетами С-130, ранее эксплуатировавшимися в ВВС США.

18 апреля 1996 года пять вертолетов Ми-2, прежде принадлежавших ВВС Польши, поступили на вооружение 23-й эскадрильи военно-воздушных сил Литвы. После двух лег эксплуатации один из них был передан в музей, где он и находится в настоящее время на хранении. После приобретения национальными ВВС новых вертолетов Ми-8 два Ми-2 поступили в распоряжение полиции, уже располагавшей тремя Ка-26 (два из них находятся на хранении). В настоящее время на основе 23 аэ создана еще одна вертолетная эскадрилья. С поставкой вертолетов Ми-8 оставшиеся два Ми-2 предполагается вывести из состава национальных ВВС.

В 1993 году командование национальных ВВС приобрело три вертолета Ми-8 (модификации МТВ-1 и два - Т). Сообщалось, что один Ми-8Т потерпел аварию при посадке в районе авиабазы Зокняй 24 июля 1997 года. Однако литовским специалистам удалось отремонтировать его. Сравнительно недавно в ВВС страны поступила дополнительная партия из восьми Ми-8, которые находились на хранении (стоянка международного аэропорта г. Вильнюс) долгое время, до тех пор пока руководство страны не решило передать их литовскому военному ведомству. После капитального ремонта они были переданы в состав 13 аэ, дислоцировавшейся на авиабазе Зокняй. В национальных ВВС также имеются три вертолета Ми-8Т, специально оборудованные для проведения поисково-спасательных операций. До недавнего времени вертолеты Ми-8 были приписаны к 13 аэ, однако теперь они переданы в состав новой эскадрильи, сформированной на авиабазе Паюостис. В настоящее время они примняются для перевозки грузов и при проведении поисково-спасательных операций. Для этих же целей используются вертолетные площадки, одна из которых располагается в районе г. Каунас, вторая близ г. Клайпеда.

Руководство Литвы уделяет большое внимание реализации планов по наращиванию боевых возможностей национальных ВВС. В частности, в октябре 1998 года два легких штурмовика L-39ZA были приобретены у чешской фирмы 'Аэро водоходы' и перебазированы на аэродром Зокняй. Самолет этого типа является боевой модификацией учебно-тренировочного L-39C. Он оснащен двуствольной пушкой ГШ-23, расположенной в съемном контейнере в передней части фюзеляжа, и может нести на подкрыль-евых пилонах два - четыре блока НУР. 1 августа 2000 года две эскадрильи, оснащенные самолетами данного типа, были объединены в одно формирование, местом постоянной дислокации которого продолжает оставаться аэродром Зокияй. Для модернизации самолетного парка национальных ВВС руководство страны рассматривает возможность закупки нескольких боевых самолетов L-159 'Алка' чешского производства.

В 2002 году военное ведомство Литвы заказало у европейского консорциума EADS радиолокационное оборудование для создаваемой в стране системы ПВО. Специалисты EADS примут участие в ее монтаже, испытаниях и сдаче в эксплуатацию. Система будет состоять из трех мобильных РЛС. информацию от которых предполагается передавать в единый командный центр ПВО. Ранее консорциум EADS уже получал заказы на поставку подобного оборудования в Эстонию и Финляндию.

Полковник А. АЛЕКСЕЕВ
'Зарубежное военное обозрение' ?6 2002 г.
Источник : http://www.soldiering.ru/country/euro/litva/vvs.php
 
0




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам